На заметку родителю. Недетские проблемы детей.
Наша жизнь наполнена разнообразным опытом и порой этот опыт не всегда бывает окрашен в радостные, теплые тона. Ведь, так или иначе в жизни, мы сталкиваемся с разного рода драматическими ситуациями, с которыми бывает очень сложно справится.
Особенно с ситуациями, связанными с возможной потерей близких людей, последствий катастроф, аварий, несчастных случаев и, жизнь показывает, что сталкиваются с ними не только взрослые, но и дети... . Взрослые в такие моменты испытывают растерянность и замешательство, и, очень часто, не имеют представления не только о том, как вести себя самому в данных случаях, но, и тем более, как вести себя с ребенком, тоже потерявшим кого-то из близких, так как он – ребенок, также переживает это горе.
Посчитав, что детей не следует знакомить с этой печальной стороной жизни, родители стараются оградить ребенка от лишней информации. Однако, ребенок и без помощи взрослого знакомится с информацией о смерти и, зачастую, в таком случае, это знакомство происходит через сильное эмоциональное потрясение, боль, тревогу, что негативно сказывается на психологическом здоровье, калеча не только еще несформировавшуюся психику ребенка, но и его душу.
Хочу поделиться с последствиями такого ограждения от информирования детей взрослыми.
На консультацию к психологу пришла женщина вместе со своим ребенком. Локус жалобы состоял в том, что ее ребенок не уверен в себе и что при малейшем замечании может бить себя по рукам и лицу. Заняв ребенка творческим заданием, мы начали индивидуальную беседу с мамой. В ходе беседы выяснилось, что ребенок потерял брата в автокатастрофе, причем в момент катастрофы девочка находилась рядом с братом и держала его за руку. Старший брат успел оттолкнуть сестренку на тротуар, тем самым спас ей жизнь, но сам не смог, не успел отскочить и был сбит машиной. Около месяца девочка пролежала в больнице с сотрясением головного мозга и за этот период, да и после выписки из больницы, никто с ней не говорил о произошедшем.
Результаты диагностической работы, выявили наличие страхов за потерю близких и признаки аутоагресии у ребенка.
Что же произошло? После аварии в сознании у ребенка включилась защитная функция психики и поэтому деталей аварии девочка не помнила. Родители не говорили с ней о прошедшей трагедии, боясь травмировать дочь, зато на площадке возле дома кто - то из детей сказал, что брат погиб спасая ее. Эта фраза и послужила для нее началом самобичевания и самоотчуждения.
Уважаемые родители, важно помнить, что в семье переживают горе не отдельные личности, а вся семья и поэтому нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить свою боль потери вместе со всеми. Переживания ребенка не только нельзя игнорировать, но важно признать его право горевать. Ребенок должен быть включен в переживания всей семьи и здесь ему требуются дополнительные знаки внимания, любви и поддержки со стороны родителей.
Нельзя пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет своим чередом, как было в описанном случае. Всем требуется время, чтобы привыкнуть жить дальше без любимого человека. Это не уменьшает эмоционального потрясения и не гарантирует неожиданных реакций, но позволяет предотвратить возникновение глубоких страхов, которые могут привести к тяжелым психологическим проблемам много лет спустя. Опыт показывает, что в тех семьях, где тема ухода из жизни не является запретной, где достаточно правдиво и ясно, в доступных формах отвечают на вопросы ребенка, дети оказываются гораздо лучше подготовленными, чем в семьях, где взрослые всячески уклоняются от подобных бесед.
Рекомендации для родителей горюющего ребенка
Помните, если вас постигла серьезная утрата, рядом с вами ребенок, который тоже страдает. Помогите ему пройти через горе без серьезных последствий для его психического здоровья.
Что для этого Вы можете сделать?
1. Говорите с ребенком открыто и честно, но на доступном ребенку языке;
- Расскажите ребенку сразу же о случившемся событии.
- Скажите, что умерший никогда не возвратится. Избегайте двусмысленности.
- Не говорите о «путешествии» или «сне».
- Избегайте абстрактных объяснений.
- Давайте такие объяснения, которые будут понятны ребенку в его возрасте.
2. Помогите ребенку понять случившееся.
- Отвечайте на вопросы ребенка по поводу случившегося. Будьте терпеливы, даже, если одни и те же вопросы задаются ребенком снова и снова.
- Пусть тема утраты близкого человека не станет запретной для обсуждения.
3. Придайте событию статус реальности.
- Не скрывайте от ребенка свои мысли и чувства, проявляйте их сами.
- Храните память об умершем: сделайте фотоальбом, устраивайте просмотры видео фильмов с его участием.
- Берите ребенка с собой на кладбище.
4. Снимите чувство вины у ребенка.
- Побеседуйте с ребенком, когда он выражает чувство вины.
- Успокойте ребенка, что не его мысли и чувства привели к смерти близкого.
Запомните главные правила!!!
• Горе и тоска – естественные реакции у детей. Не препятствуйте их проявлению.
• Уделяйте больше времени ребенку, как бы Вам самому после случившегося не было плохо.
Когда детям требуется помощь психолога?
• Когда поведение ребенка сильно меняется после произошедшего, например, если он изолируется или становится вспыльчивым.
• Когда воспоминания о произошедшем не оставляют сознание ребенка длительное время.
• Когда его постоянно беспокоят кошмары.
• Когда ребенок печален в течение долгого периода после события.
• Когда падает успеваемость и мотивация к учебной деятельности, ребенок «прогуливает» школьные занятия.
• Когда у ребенка появляется нежелание жить дальше.
А. Матаева