Общеизвестно, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. А стремительные изменения в стране и мире, безусловно, влияют на развитие ценностных ориентаций наших детей, родителей и общества.

И тут большая ответственность возлагается, конечно же, на школьных психологов, которые в силу специфики своей профессии и должны заниматься повышением психологической компетентности, как родителей, так и педагогов. Но для этого, прежде всего, конечно они сами должны быть профессионально подкованы по всем наиболее актуальным вопросам, касающимся полноценного развития ребенка. Совершенствовать свои знания педагогам-психологам следует не только через регулярное изучение научных трудов ученых, но и на основе обзора изученного материала, желательно, проводить исследовательские работы в своих школах.

Накопленный педагогический опыт показывает, что психологи, владеющие методами научно - исследовательской работы, ведут систематизированную деятельность по развитию творческих способностей учащихся, моделируют в учебно - воспитательном процессе самостоятельные работы с элементами исследования, и в таких школах психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса идет целенаправленнее, а значит, образовательный процесс идет успешнее. Бывает так, что исследовательская работа проводиться психологами не всегда осознанно. Спонтанно, под воздействием собственного интереса к научному осмыслению педагогической действительности, психолог начинает проводить исследование. Но, очень часто, столкнувшись с проблемным вопросом, проводя ряд диагностических исследований, и соответствующую коррекционную работу, психолог-новатор задается вопросом о первопричине данной проблемы. Сделав обзор научной литературы, сравнив ее с имеющейся проблемой и с результатами проведенных исследований, разворачивает свою научно-исследовательскую деятельность, в результате которой предоставляет администрации школы ряд рекомендаций для организации широкомасштабной профилактической работы.

Так случилось со слушателями Института семейного воспитания, правда, основной причиной проведения их исследовательской работы были требования администрации Института - это подготовка, проведение и защита курсовой работы перед членами аттестационной комиссии, в состав которой входят выдающиеся психологи-ученые мирового уровня.

При выборе тем, многие слушатели руководствовались внутренним чутьем - ведь надо было не только выбрать наиболее актуальную проблему, но и ознакомившись с работами ученых в этом направлении, провести эмпирические исследования, и сделав соответствующее заключение, необходимо вывести ряд рекомендаций по профилактике данной проблемы.

Именно такую работу по теме «Стили общения матери и ребенка в неполной семье» и предоставила Носкова Е.В.(Северо–Казахстанская область). На основе обзора изученной научной литературы, автор вывела гипотезу, что в неполных семьях существуют проблемы в развитии детей по причине трудных взаимоотношений с матерью. В ходе же проведенного исследования пришла к выводу, что результаты взаимоотношений между матерью и ребенком были положительно ориентированы. Актуальность данной темы весьма значима сегодня, автор привела в доказательство статистику разводов, правонарушений и приблизительную сводку данных, из каких семей были дети, совершившие правонарушения. Исследователь сделала следующее заключение: «процесс исследования в данном направлении, необходимо продолжить для того, чтобы выявить и другие стороны взаимоотношений, и сделать акцент на изучении личности ребенка» с целью нахождения наиболее оптимальных методов воспитания будущей личности в неполной семье. На наш взгляд, курсовая работа Носовой в рекомендательной части нацеливает психологов на решение одной из актуальных проблем современного общества – это на основе развития и укрепления семейных ценностей, подготовить ребенка из неполной семьи к созданию полноценной семьи в будущем.

Так же хотелось бы обратить внимание на работы, авторы которых, предоставили аттестационной комиссии, не только грамотно отработанный материал, но, и, поняв актуальность выбранных проблем, предложили конкретные коррекционные рекомендации и программы, которые могут пополнить методическую копилку каждого школьного психолога:

  • Работы Гудовщиковой А.И. (Карагандинская область) и Ибраимовой М.Б. (Алматинская область) по теме «Психолого-педагогическая готовность к воспитанию детей у старших школьников» содержат интереснейшие программы тренинговых занятий для старшекласников, в которые включены «Часы психолога» и разработки классных часов по семейному воспитанию .
  • Работы Комаровой М.М. (Восточно-Казахстанская область) и Шалтекеевой С.К. (Жамбылская область)на тему «Психолого-педагогические условия формирования представления о семье у старших школьников» отличились предложенными рекомендациями, в которых они указали на необходимость специальных коррекционно-познавательных программ внеклассной деятельности для оптимального развития духовных семейных ценностей школьников, призванных оказывать помощь в социальной адаптации и готовности к браку. Реализация, которых должна создать условия для получения психологических знаний и навыков, необходимых для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия.
  • По теме «Ценности семейной жизни в сознании старших школьников»работа Жанболатовой А. (Восточно-Казахстанская область) содержит рекомендательную программу по подготовке к семейной жизни подростков под названием «Мы все повзрослели». Данная программа может претендовать на дальнейшую методическую доработку и расспространение ее с целью оказания методической помощи школьным психологам, классным руководителям и преподавателям «самопознания».

Прочитав данный материал, кто-то из психологов, возможно, выскажется, что у нас вся работа состоит из исследований, и будут правы, так как психологам для работы «достаются» те ученики, с которыми учителя оказались не в состоянии справиться с помощью педагогического подхода. От психологов ожидается, с одной стороны, владение коррекционными и психотерапевтическими технологиями, а с другой стороны, участие в педагогическом образовательном процессе - ведении уроков в школе. И поэтому, психологи, работающие в учреждениях образования, находятся в двух ролях - и педагога, и психолога. Все это предполагает, что школьный психолог подобно мифическому двухголовому Тяни-Толкаю из сказки К. Чуковского должен уметь смотреть в обе стороны и знать, когда и какую «голову» ему нужно использовать. Совмещая психолого - педагогические знания и навыки у школьного психолога появляется и третья роль - роль исследователя. Здесь от него ожидается выполнение диагностических обследований для изучения эффективности учебных программ, проведение исследований по проблемам школы (исследование готовности детей к обучению в 1-ом классе, исследование утомляемости, тревожности детей, исследование отношений внутри педагогического коллектива и т.п.). А показатель качественного исполнения именно третьей роли и определяет педагогов-психологов новой формации современной системы образования. Из этого следует, что одной их особенностей деятельности педагогов-психологов в системе образования является умение грамотно профессионально проводить планируемую и внеплановую исследовательскую работу, с последующим внедрением выработанных рекомендаций в учебно-воспитательный процесс, сопровождая соответствующей коррекционной работой и умением на высоком методологическом уровне решать актуальные проблемы в системе образования в целом.

 

А.Матаева, психолог, методист Института семейного воспитания.