- Александр
ИНСТИТУТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ТиПО
по СЕМЕЙНОму ВОСПИТАНИю "Счастливая семья"
с государственным и русским языками обучения
( 80 академических часов, форма обучения дистанционная)
г. Нур-Султан, 2021
- Общие положения
1.Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов, психологов организаций ТиПО по семейному воспитанию «Счастливая семья» (далее–Программа) регламентирует обучение педагогов, психологов организаций ТиПО с государственным и русским языками обучения.
- Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов, психологов которые необходимы для работы с семьей с учетом современных тенденций в педагогике и психологии, формирование у педагогов, психологов аналитических навыков, улучшение навыков работы с различными источниками, использование инновационных методов обучения, профессиональное развитие в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта образования.
- Программа разработана ТОО «Институт Семейного Воспитания» на основе диагностики путем анкетирования профессиональных затруднений и потребностей педагогов, психологов организаций ТиПО.
- Продолжительность Курса повышения квалификации (далее–Курс) составляет 80 академических часов. При составлении расписания допускаются изменения в тематике Программы с учетом обновлений науки и педагогических технологий.
5.Образовательный процесс Курса включает интерактивные, дистанционные формы обучения: лекция, практическое занятие, воркшоп, мастер-класс, работа в малых группах, круглый стол, конференция, тренинг, защита проектов.
5.Программа позволяет слушателям курса получить актуальную информацию об обновлениях нормативной правовой базы, психолого- педагогическую и методическую поддержку в реализации подходов к воспитанию подростков (которые уже не дети, но еще не взрослые).
- Программа способствует воспитанию настоящих граждан нашей страны, патриотов, которые будут: ценить свои семьи, заботится о них; облада ть чувством гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родине, своему народу, своей семье и детям, а также формированию духовно-нравственных ценностей и потребностей не только у себя, но у будущих поколений Казахстанцев.
- Глоссарий
Профессиональная компетентность – сочетание личностных качеств учителя и его психолого-педагогических и теоретических знаний, навыков и опыта.
Компетентность - наличие знаний, опыта и навыков, необходимых для эффективной деятельности педагога психолога колледжа.
Концепт изменения и преемственность - правильно ориентироваться во времени и пространстве, анализировать объединять и объяснять ключевые подходы в критериях систематизации и организации исторических событий и процессов внутри определенного временного блока.
Аналитическое мышление - тип мышления, предполагающий обработку больших блоков информации с использованием дозированного разделения ее на части. Аналитическое мышление тесно связано с логическим, и предполагает постоянный поиск, изучение и систематизацию данных.
Учебная мотивация - определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.
Анализ - это процедура мысленного, или материального разделения целостного объекта (предмета, явления, процесса) на составляющие части (признаки, свойства, отношения), с целью их изучения.
Навык – способность деятельности, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально, как некоторое самостоятельное, развернутое и сознательное, затем, в результате многократных повторений, может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.
Исследование - процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.
Учебник - учебная книга, раскрывающая, в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования и учебной программой по предмету, содержание образования по конкретному учебному предмету и предназначенная для усвоения, расширения и углубления знаний учащимися.
Обратная связь - процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ответная реакция на какое-либо действие или событие, свидетельствующее о мере понимания ситуации и спорных вопросов, ведущих к достижению цели.
Критериальное оценивание - процесс, основанный на соотнесении учебных достижений, обучающихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для обучающихся, родителей и педагогов.
Формативное оценивание - вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок.
Ценности - важные и устойчивые представления, идеалы или убеждения, что человек или группа могут придерживаться мнения о том, что это хорошо или желательно, а что нет. Ценности образования: государственные ценности, общественные ценности, личные ценности, семейные ценности.
Рефлексия - междисциплинарная концепция с долгой историей. Она описывает процесс, оглядываясь на действия, чтобы помочь развивать проницательность и понимание посредством оценки и критики. В частности, в традиционном смысле – на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят: личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т.д.
Учебная программа - документ, определяющий по каждой учебной дисциплине (предмету) содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению. Имеет прямое отношение к учебному плану, и представляющий собой структурированное описание предмета, его значение для учебной программы и педагогические подходы для ее реализации в группе.
Информационные технологии (также информационно-
коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Современное образовательное пространство – понятие, объединяющее образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Это постоянно формирующийся единый организм при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. Поиск новых моделей образования продолжается, и этот процесс непрерывен. Эффективность определенной модели образования подтверждает практика.
Методы психокоррекций эмоциональных нарушений - организованная система психологических воздействий. Направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у подростков, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Эмоциональное неблагополучие - понимается отрицательное самочувствие подростка. Оно вызывается многими причинами. Главной -выступает неудовлетворенность подростка общением с взрослыми, прежде всего, с родителями и со сверстниками.
Материнская депривация - процесс эмоционального и психологического обеднения подростка, вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте. В основе этого феномена лежит полное или частичное отсутствие у подростка привязанности к взрослым, подрыв доверия к взрослому миру.
Инклюзивное образование - такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.
Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения.
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья, это нарушения физического и (или) психического развития.
Здоровье сберегающая педагогика - это область знаний, характеризующая процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Здоровье формирующая педагогика - это системный метод создания и применения процесса преподавания и усвоения знаний, направленный на формирование культуры здоровья и личностных качеств обучающихся, способствующих повышению интереса и мотивации к здоровому образу жизни.
Буллинг (отангл. bully—хулиган, драчун, насильник) - психологический террор, избиение, травля одного человека другим.
Троллинг - форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации.
Кибербуллинг - это запугивание и травля с использованием цифровых технологий. Он может проходить в социальных сетях, в приложениях для обмена сообщениями, на игровых платформах и в мобильных телефонах. Это повторяющиеся эпизоды, цель которых - напугать, разозлить или опозорить тех, кого преследуют. Запугивание может иметь пагубные и долгосрочные последствия для детей.
Скулшутинг - преступления, когда подростки совершают нападение на учебные заведения с огнестрельным оружием, а если такого нет–то с холодным. Итогом нападения обычно становится попытка суицида, часто неудачного.
Колумбайнеры - пропагандисты скулшутинга, Название произошло от названия школы «Колумбайн» в штате Колорадо, когда два американских подростка убили из огнестрельного оружия 13 человек и 23 были ранены. С тех пор скулшутеры называют себя «колумбайнерами».
Суицидальное поведение – термин, обозначающий все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения на свою жизнь.
Толерантность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Коммуникативная компетентность - это совокупность умений человека, адекватных для определенной социальной среды и включающих в себя знание культурных норм в общении, традиций и обычаев, владение этикетом, воспитанность, грамотное использование коммуникативных средств.
Коммуникативные навыки - представляют собой способность одного человека взаимодействовать с другими, при этом правильно интерпретируя получаемую информацию и передавая ее.
Процесс социализации - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Антикоррупционное воспитание - органическая часть правового, духовно-нравственного воспитания, формирование у обучающихся необходимых знаний и представлений о соответствующем моральном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, моральных принципах и нормах. Создание у человека глубокой внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания.
Медиация - это форма альтернативного урегулирования споров с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в конфликте стороны.
Типология воспитания - классификация видов воспитания подростков. Различают: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое, экологическое.
Стиль семейного воспитания - это способ отношения родителей к подростку, применение ими определенных приемом и методов воздействия на подростка, выражающийся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с подростком.
Дистанционное обучение (ДО) — образовательный процесс, с применением совокупности телекоммуникационных технологий.
Цель которого - предоставление возможности обучаемым, освоения основного объёма требуемой им информации, без непосредственного контакта обучаемых и преподавателей в ходе процесса обучения. Он может проходить, как в синхронной, так и в асинхронной форме, может являться, как самостоятельной формой обучения, так и дополнением к другой более традиционной форме обучения (очной, очно-заочной, заочной или экстернату). При необходимости дает возможность человеку изучить курс подготовки, переподготовки или повышения квалификации по требующимся ему дисциплинам, не слишком меняя привычный для него образ жизни.
Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
- Тематика Программы
Тематика программы курсов повышения квалификации педагогов, психологов организаций ТиПО по семейному воспитанию «Счастливая семья» регламентирует обучение педагогов, психологов организаций ТиПО с государственным и русским языками обучения продолжительностью 80 академических часов с указанием количества теоретических и практических часов.
Тема |
Виды учебных занятий, учебных работ |
Содержание |
|
||
Модуль 1: Студент, как субъект профессионального образования. Современные методы профилактики суицида, буллинга, преступлений и правонарушений среди студентов. |
||
|
||
Тема 1.1. |
Лекция Практика |
Студент, как новая социальная роль молодого человека. Возрастно-психологические особенности молодежи, влияющие на профессиональное и личностное самоопределение.
|
Тема 1.2. |
Лекция Практика |
Особенности молодежных малых групп. Специфика отношений в подростковых и юношеских коллективах. Негативные явления в молодежной среде: суицид, троллинг, буллинг. |
Тема 1.3. |
Лекция Практика |
Место и роль современного студента и студенческой группы в образовательной среде колледжа. Классификация ролей современного студента и видов студенческих групп. Проблемы коррупции в колледже. |
Тема 1.4. |
Лекция Практика |
Динамика межличностных отношений студентов в процессе занятий и в свободное время. Референтометрия, социометрия и проективные методы диагностики межличностных отношений в студенческой группе. |
|
||
Модуль 2: Причины вовлечения молодых людей в субкультуры. Поведение в различных социальных системах. |
||
|
||
Тема 2.1. |
Лекция Практика |
Влияние личных и профессиональных отношений на поведение человека в обществе. Психологические основания вариантов поведения и самопрезентации. Понятие имиджа. |
Тема 2.2. |
Лекция Практика |
Подростковые и молодежные субкультуры. Типология субкультур, в т.ч. и по степени толерантности и иным субкультурам и вариантам субкультурного поведения. |
Тема 2.3. |
Лекция Практика |
Влияние профессиональных и учебных ситуаций на поведение студента (адаптация первокурсника, ситуация сессии, самосохранение). Проблемы коррупции в колледже. |
Тема 2.4. |
Лекция Практика |
Теория поэтапного развитие студенческого коллектива. Логика и механизмы командообразования. |
|
||
Модуль 3: Границы и компетенции педагога-психолога. Взаимодействие психолога и педагогов колледжа. |
||
|
||
Тема 3.1. |
Лекция Практика |
Создание благоприятного психологического климата, обеспечение соответствия образовательной среды колледжа, планов воспитательной и учебной работы и проводимых мероприятий возрастным особенностям студентов. |
Тема 3.2. |
Лекция Практика |
Современные методики организации и проведения педагогических советов, консилиумов, консультаций. |
Тема 3.3. |
Лекция Практика |
Профессионально ориентированные индивидуальные и групповые консультации психолога. Специфика индивидуального взаимодействия психолога с директоров его заместителями и преподавателями колледжа по вопросам профориентации студентов. |
Тема 3.4. |
Лекция Практика |
Особенности методов профориентации для студентов разных курсов обучения: информационных, ознакомительных, проблемно ориентированных. диагностических. |
Модуль 4: Психологические проблемы педагогов, студентов и родителей. Взаимодействие психолога со студентами и родителями в современной информационной, дистанционной среде. |
||
Тема 4.1. |
Лекция Практика |
Ресурсы цифровой среды для организации взаимодействия психолога со студентами и родителями. Типы, виды и этические принципы организации взаимодействия. |
Тема 4.2. |
Лекция Практика |
«Техники» психологического индивидуального и группового интернет-консультирования и психологической диагностики. |
Тема 4.3. |
Лекция Практика |
Цифровая образовательная среда в колледже: психологические риски и возможности. Создание цифровой психологической среды колледжа. |
Тема 4.4. |
Лекция Практика |
Изучение цифровых следов студента для разработки им индивидуальной траектории саморазвития. |
Тема 4.5. |
Лекция Практика |
Взаимодействие психолога со студентами и родителями в современной информационной, дистанционной среде. |
Модуль 5: Взгляд психолога на проблемы в современной казахстанской семье. Особенности современной семьи, её структура и динамика. |
||
Тема 5.1. |
Лекция Практика |
Современная семья, ее проблемы, функции, структура и динамика. |
Тема 5.2. |
Лекция Практика |
Гармоничные и дисгармоничные семьи. Классификация и разновидности семей. |
Тема 5.3. |
Лекция Практика |
Внутрисемейные отношения, семейные роли. Понятие оптимальных границ и дистанции. Семейные системы. |
Тема 5.4. |
Лекция Практика |
Жизненный цикл семьи и фазы развития супружеских отношений. |
Модуль 6: Медиация, как метод разрешения конфликтов. Современные подходы к семейному и профессиональному консультированию. |
||
Тема 6.1. |
Лекция Практика |
Особенности консультативной работы с семьями студентов. Основные проблемы современных студентов и их родителей. |
Тема 6.2. |
Лекция Практика |
Основные принципы, этапы, методы и приемы семейного консультирования, его организация. Медиация, как метод разрешения конфликтов в семейном и профессиональном консультировании. |
Тема 6.3. |
Лекция Практика |
Системный подход, структурная семейная терапия, стратегическая семейная терапия, психоаналитический, когнитивно -поведенческий подходы в семейной терапии.
|
Модуль 7: Психологическая служба в колледже. Организация психологической работы со студентами с особыми образовательными потребностями. |
||
Тема 7.1. |
Лекция Практика |
Цели и задачи психолога в колледже. Психологическое сопровождение образовательного процесса. Специфика профилактической работы. Циклограмма работы психолога колледжа. |
Тема 7.2. |
Лекция Практика |
Индивидуальное психологическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения студента. Специфика психокоррекционной работы со студентами. |
Тема 7.3 |
Лекция Практика |
Особенности направления работы педагога-психолога в колледже. |
Тема 7.4 |
Лекция Практика |
Профессиональный кодекс практического психолога. Права и обязанности психолога. Ответственность психолога. Психологический кабинет, как необходимый компонент психологической службы в колледже. |
Тема 7.5 |
Лекция Практика |
Организация психологической работы со студентами с особыми образовательными потребностями.
|
Тема 7.6. |
Лекция Практика |
Организационные модели студенческой службы примирения. |
Модуль 8: Помощь студентам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Психодиагностика и профилактика сложных случаев в работе психолога. |
||
Тема 8.1. |
Лекция Практика |
Распознание и коррекция суицидальных намерений студентов. Критерии и уровни наличия суицидальных намерений. Диспетчерские функции психолога колледжа. Взаимодействие с психиатрами и представителями правоохранительных органов. |
Тема 8.2. |
Лекция Практика |
Участие в агрессивных и деструктивных молодежных субкультурах и движениях. Возможные отклонения в поведении студентов колледжа – представителей различных субкультур. Агрессивное поведение. Прием психоактивных веществ. Анти-социальные группы. Взаимодействие с представителями правоохранительных органов.
|
Тема 8.3. |
Лекция Практика |
Психолого-педагогическая профилактика трудностей в обучении. Психологическая характеристика слабоуспевающих студентов. Способы выявления и коррекции плохой успеваемости в колледже. |
Тема 8.4. |
Лекция Практика |
Психолого-педагогическая профилактика отсутствия дисциплины у студента колледжа. Возрастные особенности затруднений обучения у студентов колледжа. Профилактика возникновения трудностей в обучении. |
Модуль 9: Проектирование индивидуальных траекторий саморазвития.
|
||
Тема 9.1. |
Лекция Практика |
Личностные и профессиональные планы, цели и задачи. |
Тема 9.2. |
Лекция Практика |
Направления поиска профессионального саморазвития: индивидуальные стили выбора варианта решения, выхода из конфликтной ситуации, моделирование образа будущего. |
Тема 9.3. |
Лекция Практика |
Направления поиска профессионального саморазвития: индивидуальные стили выбора варианта решения, выхода из конфликтной ситуации, моделирование образа будущего. |
Тема 9.4. |
Лекция Практика |
Проектирование индивидуальной траектории саморазвития (творчески-, знаниево-, деятельностно- ориентированной). Варианты визуализации. |
Тема 9.5. |
Лекция Практика |
Социальная и психологическая готовность к выбору профессии. Риски профессионального самоопределения. |
Модуль 10: Взаимоотношения разных поколений семьи. |
||
Тема10.1. |
Лекция Практика |
Детско-родительские отношения: структура, факторы, типы и функции. Выявление родительских установок и стилей семейного воспитания. |
Тема 10.2. |
Лекция Практика |
Система разновозрастных конфликтов. Причины проблем в семьях разного типа («неполных семей», в т.ч. «одиноких», внебрачных и разведенных матерей). |
Тема 10.3. |
Лекция Практика |
Сиблинги в семье: ролевые позиции, влияние порядка рождения на личностные особенности, процессы социализации и индивидуализации. Соперничество сотрудничество сиблингов друг с другом. |
Тема 10.4. |
Лекция Практика |
Взаимоотношение и причины конфликтов супругов и их родителей. Особенности пожилого возраста в современном мире. Семейные сценарии. |
- Цель, задачи и ожидаемые результаты программы
Цель программы повышения квалификации «Счастливая семья» — формирование у педагогов и психологов системы ТиПО способности и готовности осуществлять психологическую поддержку и сопровождение процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся, разрешения трудностей, становления и развития их личности, подготовки к будущей семейной жизни.
Повышения квалификации «Счастливая семья» — формирование у психологов и педагогов ТиПо способности и готовности осуществлять психологическую поддержку и сопровождение процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся, разрешения трудностей, становления и развития их личности, подготовки к будущей семейной жизни.
А также совершенствование профессиональных компетенций педагогов, психологов системы ТиПО которые необходимы для работы с семьей с учетом современных тенденций в педагогике и психологии.
Основные задачи программы:
- сформировать у педагогов, психологов ТиПО умение профессионально работать в сложных ситуациях;
- обеспечить освоение психологами колледжей психологических технологий, методических приемов психологической поддержки и сопровождения студентов в процессе их личностного и профессионального самоопределения, разрешения трудных жизненных ситуаций;
- сформировать у психологов колледжей умения применять современные подходы к семейному консультированию и консультированию студентов в трудных жизненных ситуациях.
- обеспечить знаниями основ поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.
- обеспечить знаниями основных закономерностей возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности, формирование и развитие семейных ценностей индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни в семье, и их возможные девиации;
- сформировать у педагогов и психологов ТиПО умение профессионально работать в сложных ситуациях;
- обеспечить освоение психологами колледжей психологических технологий, методических приемов психологической поддержки и сопровождения студентов в процессе их личностного и профессионального самоопределения, разрешения трудных жизненных ситуаций;
- сформировать у психологов колледжей умения применять современные подходы к семейному консультированию и консультированию студентов в трудных жизненных ситуациях.
- обеспечить знаниями о законах развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития подростка, развитие семьи в онтогенезе. Обеспечить навыками способности формировать гражданскую позицию в системе семейных ценностей, способность к труду и жизни в условиях современного мира ,формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
По завершению курсов:
Выпускник программы должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью к коммуникации в устной и письменной форме, на русском и иностранном языках, для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
способностью осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
способностью к самоорганизации и самообразованию.
Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
- способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных перед ним задач;
- способностью определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, в том числе и в ситуациях необходимости оказания экстренной психологической помощи студенту, попавшему в трудную жизненную ситуацию;
- способностью управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
- готовностью сознавать социальную значимость своей профессии психолога, обладать мотивацией к осуществлению психологической поддержки и сопровождения студентов колледжей;
- способностью осуществлять психологическую поддержку и сопровождение с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей студентов колледжей;
- владением основами профессиональной этики и речевой культуры.
в области профессиональной деятельности:
способностью осуществлять организационную деятельность по обеспечению психологического сопровождения процессов обучения, развития, воспитания и социализации студентов колледжа;
способностью использовать современные методы и технологии психологической поддержки, сопровождения, в т.ч. методы диагностики;
способностью применять стандартные, коррекционно-развивающие методы и технологии;
способностью использовать возможности образовательной среды, создавая условия для личностного и профессионального самоопределения студентов колледжа, их социализации и индивидуализации;
готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
готовностью осуществлять психологическое просвещение, направленное на формирование психологической культуры субъектов образовательного процесса (педагогов и родителей), а также по проблемам профилактики негативных влияний социальной среды на студентов колледжа;
готовность оказывать экстренную психологическую помощь студенту, попавшему в трудную жизненную ситуацию.
- в области проектной деятельности:
способностью проектировать индивидуальные траектории саморазвития студентов ТиПО;
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития;
способностью проектирования траектории выхода студента из трудной жизненной ситуации.
- Структура программы
Программа состоит из 10 модулей, которые отражают совмещение основ психолого-педагогической и профессиональной деятельности, деятельность куратора группы и психолога с семьей, затрагивает воспитательные основы профессиональной деятельности, предусматривает итоговую аттестацию по теме «Психолого-педагогические и воспитательные основы профессиональной деятельности с семьей студента ТиПО».
Состав модулей перечислен в п. 3. Тематика Программы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ТиПО по СЕМЕЙНОму ВОСПИТАНИю "Счастливая семья" с государстенным и русским языками обучения
Программа повышения квалификации «Счастливая семья» относится к обязательным, для изучения педагогами, психологами системы ТиПО.
Для освоения данной программы работники ТиПО ориентируются на знания, умения, компетенции, сформированные у них при получении высшего образования и в процессе собственной практической деятельности.
Изучение данной программы формирует гуманистическую позицию педагога, психолога ТиПО, его профессиональное самосознание, умение анализировать различные подходы и принципы осуществления экстренной психологической помощи, психологической поддержки и сопровождения, поэтому является основой для последующего изучения иных смежных программ, в частности, и предлагаемой программы для психологов студенческой группы.
- Организация учебного процесса
- Курсы повышения квалификации организуются в режиме:
1) дистанционного обучения в соответствии с учебно-тематическим
планом курса, разработанным и утверждённым Институтом Семейного Воспитания, учитывая требования настоящей Программы. Продолжительность дистанционных курсов составляет 80 академических часов, но по решению Института Семейного Воспитания может быть изменена. Дистанционное обучение включает два этапа обучения: дистанционное (онлайн) изучение лекций- 48 часов, самостоятельное (оффлайн), а также с тьютером выполнение практических заданий- 32 часа.
- При организации образовательного процесса в дистанционном режиме, в целях контроля и оценки знаний слушателей, проводятся: промежуточное тестирование тьютером по итогам изучения модуля-лекции, самостоятельная работа, проектная работа, итоговое тестирование и т.д.. Задания для самостоятельной работы, тестовые задания, темы проектных работ и мини-мероприятий ( кураторский час, родительское собрание, презентация урока) включены в учебно-методический комплекс курса.
- Образовательный процесс включает интерактивные формы, методы преподавания и обучения: лекция, семинар, практическая работа, презентация мини-урока, обсуждение, совместное решение вопросов, а также вебинар, онлайн-форум, онлайн-консультация и самостоятельное обучение слушателя для курса в режиме дистанционного обучения. Содержанием курса предусматривается значительное количество времени на участие в мастер-классах, тренингах, конференциях с последующим обсуждением их хода и результатов, а также самостоятельное изучение материала.
4.При организации образовательного процесса в целях контроля и оценки знаний слушателей проводятся промежуточные тестирования. По окончании обучения проводится защита мини-мероприятия/проектной работы
( кураторский час, родительское собрание, презентация урока и т.п варианты).
- Учебно-методическое обеспечение Программы
Модуль 1: Студент, как субъект профессионального образования.
Современные методы профилактики суицида, буллинга, преступлений и правонарушений среди студентов.
Продолжительность -9 часов.
Занятия в дистанционном режиме.(лекции-6 часов, практические
Занятия -3 часа).
Темы, рассматриваемые в модуле:
1.1.Студент, как новая социальная роль молодого человека. Возрастно-психологические особенности молодежи, влияющие на профессиональное и личностное самоопределение.
1.2. Особенности молодежных малых групп. Специфика отношений в подростковых и юношеских коллективах. Негативные явления в молодежной среде: суицид, троллинг, буллинг.
1.3. Место и роль современного студента и студенческой группы в образовательной среде колледжа. Классификация ролей современного студента и видов студенческих групп. Проблемы коррупции в колледже.
1.4. Динамика межличностных отношений студентов в процессе занятий и в свободное время. Референтометрия, социометрия и проективные методы диагностике межличностных отношений в студенческой группе.
Модуль 2: Причины вовлечения молодых людей в субкультуры.
Поведение в различных социальных системах.
Продолжительность -7 часов
Занятия в дистанционном режиме. (лекции-4 часа, практические
занятия-3 часа).
Темы, рассматриваемые в модуле:
2.1 Влияние личных и профессиональных отношений на поведение человека в обществе. Психологические основания вариантов поведения и само презентации. Понятие имиджа.
2.2. Подростковые и молодежные субкультуры. Типология субкультур, в т.ч. и по степени толерантности и иным субкультурам и вариантам субкультурного поведения.
2.3. Влияние профессиональных и учебных ситуаций на поведение студента (адаптация первокурсника, ситуация сессии, самосохранение). Проблемы коррупции в колледже.
2.4. Теория поэтапного развитие студенческого коллектива. Логика и механизмы командообразования.
Модуль 3: Границы и компетенции педагога-психолога. Взаимодействие психолога и педагогов колледжа.
Продолжительность -7 часов.
Занятия в дистанционном режиме. (лекции-4 часа, практические
занятия-3 часа)
Темы, рассматриваемые в модуле:
3.1Создание благоприятного психологического климата, обеспечение соответствия образовательной среды колледжа, планов воспитательной и учебной работы и проводимых мероприятий возрастным особенностям студентов.
3.2.Современные методики организации и проведения педагогических советов, консилиумов, консультаций.
3.3. Профессионально ориентированные индивидуальные и групповые консультации психолога. Специфика индивидуального взаимодействия психолога с директоров его заместителями и преподавателями колледжа по вопросам профориентации студентов.
3.4. Особенности методов профориентации для студентов разных курсов обучения: информационных, ознакомительных, проблемно ориентированных, диагностических.
Модуль 4: Психологические проблемы педагогов, студентов и родителей. Взаимодействие психолога со студентами и родителями в современной информационной, дистанционной среде.
Продолжительность -7 часов.
Занятия в дистанционном режиме. (лекции-4 часа, практические
занятия-3 часа).
Темы, рассматриваемые в модуле:
4.1. Ресурсы цифровой среды для организации взаимодействия психолога со студентами и родителями. Типы, виды и этические принципы организации взаимодействия.
4.2. «Техники» психологического индивидуального и группового интернет-консультирования и психологической диагностики.
4.3. Цифровая образовательная среда в колледже: психологические риски и возможности. Создание цифровой психологической среды колледжа.
4.4. Изучение цифровых следов студента для разработки им индивидуальной траектории саморазвития.
4.5. Взаимодействие психолога со студентами и родителями в современной информационной, дистанционной среде.
Модуль 5: Взгляд психолога на проблемы в современной казахстанской семье. Особенности современной семьи, её структура и динамика.
Продолжительность -7 часов.
Занятия в дистанционном режиме. (лекции-4 часа, практические
занятия-3 часа ).
Темы, рассматриваемые в модуле:
5.1.Современная семья, ее проблемы, функции, структура и динамика.
5.2. Гармоничные и дисгармоничные семьи. Классификация и разновидности семей.
5.3. Внутрисемейные отношения, семейные роли. Понятие оптимальных границ и дистанции. Семейные системы.
5.4. Жизненный цикл семьи и фазы развития супружеских отношений.
Модуль 6: Медиация, как метод разрешения конфликтов. Современные подходы к семейному и профессиональному консультированию.
Продолжительность.-9 часов.
Занятия в дистанционном режиме .(лекции-6 часов, практические
занятия-3 часа).
Темы, рассматриваемые в модуле:
6.1.Особенности консультативной работы с семьями студентов. Основные проблемы современных студентов и их родителей.
6.2. Основные принципы, этапы, методы и приемы семейного консультирования, его организация. Медиация, как метод разрешения конфликтов в семейном и профессиональном консультировании.
6.2. Системный подход, структурная семейная терапия, стратегическая семейная терапия, психоаналитический, когнитивно-поведенческий подходы в семейной терапии.
Модуль 7: Психологическая служба в колледже. Организация психологической работы со студентами с особыми образовательными потребностями.
Продолжительность-10часов.
Занятия в дистанционном режиме. (лекции-7 часов, практические
занятия-3 часа).
Темы, рассматриваемые в модуле:
7.1.Цели и задачи психолога в колледже. Психологическое сопровождение образовательного процесса. Специфика профилактической работы. Циклограмма работы психолога колледжа.
7.2. Индивидуальное психологическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения студента. Специфика психокоррекционной работы со студентами.
7.3. Особенности направления работы педагога-психолога в колледже.
7.4. Профессиональный кодекс практического психолога. Права и обязанности психолога. Ответственность психолога. Психологический кабинет, как необходимый компонент психологической службы в колледже.
7.5. Организация психологической работы со студентами с особыми образовательными потребностями.
7.6. Организационные модели студенческой службы примирения.
Модуль 8: Помощь студентам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Психодиагностика и профилактика сложных случаев в работе психолога.
Продолжительность-8 часов.
Занятия в дистанционном режиме .(лекции-5 часов, практические
занятия-3 часа ).
Темы, рассматриваемые в модуле:
8.1. Распознание и коррекция суицидальных намерений студентов. Критерии и уровни наличия суицидальных намерений. Диспетчерские функции психолога колледжа. Взаимодействие с психиатрами и представителями правоохранительных органов.
8.2. Участие в агрессивных и деструктивных молодежных субкультурах и движениях. Возможные отклонения в поведении студентов колледжа – представителей различных субкультур. Агрессивное поведение. Прием психоактивных веществ. Анти-социальные группы. Взаимодействие с представителями правоохранительных органов.
8.3. Психолого-педагогическая профилактика трудностей в обучении. Психологическая характеристика слабоуспевающих студентов. Способы выявления и коррекции плохой успеваемости в колледже.
8.4. Психолого-педагогическая профилактика отсутствия дисциплины у студента колледжа. Возрастные особенности затруднений обучения у студентов колледжа. Профилактика возникновения трудностей в обучении.
Модуль 9: Проектирование индивидуальных траекторий саморазвития:
Продолжительность-7 часов.
Занятия в дистанционном режиме. (лекции-4 часа, практические
занятия-3 часа).
Темы, рассматриваемые в модуле:
9.1.Личностные и профессиональные планы, цели и задачи.
9.2. Направления поиска профессионального саморазвития: индивидуальные стили выбора варианта решения, выхода из конфликтной ситуации, моделирование образа будущего.
9.3. Направления поиска профессионального саморазвития: индивидуальные стили выбора варианта решения, выхода из конфликтной ситуации, моделирование образа будущего.
9.4. Проектирование индивидуальной траектории саморазвития (творчески-, знаниево-, деятельностно- ориентированной). Варианты визуализации.
9.5. Социальная и психологическая готовность к выбору профессии. Риски профессионального самоопределения.
Модуль 10: Взаимоотношения разных поколений семьи:
Продолжительность-7 часов.
Занятия в дистанционном режиме .(лекции-.4 часа, практические
занятия-3 часа ).
Темы, рассматриваемые в модуле:
10.1. Детско-родительские отношения: структура, факторы, типы и функции. Выявление родительских установок и стилей семейного воспитания.
10.2. Система разновозрастных конфликтов. Причины проблем в семьях разного типа («неполных семей», в т.ч. «одиноких», внебрачных и разведенных матерей).
10.3. Сиблинги в семье: ролевые позиции, влияние порядка рождения на личностные особенности, процессы социализации и индивидуализации. Соперничество сотрудничество сиблингов друг с другом.
10.4. Взаимоотношение и причины конфликтов супругов и их родителей. Особенности пожилого возраста в современном мире. Семейные сценарии.
Аттестация
Продолжительность-3 часа.
Занятия в дистанционном режиме. (лекции-0 часа, практические
занятия-3 часа).
Темы: создание видео урока, видео презентации, на основе рассматриваемых на курсе тем: по желанию педагога, психолога системы ТиПО, прошедшего повышение квалификации на курсе.
- Учебно-тематический план курса дистанционного обучения
№ |
Темы программы |
Всего |
Лекции |
Практика |
1 |
Современные методы профилактики суицида, буллинга, преступлений и правонарушений среди студентов. Студент, как субъект профессионального образования. |
9 |
6 |
3 |
2 |
Причины вовлечения молодых людей в субкультуры. Поведение в различных социальных системах. |
7 |
4 |
3 |
3 |
Границы и компетенции педагога-психолога. Взаимодействие психолога и педагогов колледжа. |
7 |
4 |
3 |
4 |
Психологические проблемы педагогов, студентов и родителей. Взаимодействие психолога со студентами и родителями в современной информационной, дистанционной среде. |
7 |
4 |
3 |
5 |
Взгляд психолога на проблемы в современной казахстанской семье. Особенности современной семьи, её структура и динамика. |
7 |
4 |
3 |
6 |
Медиация, как метод разрешения конфликтов. Современные подходы к семейному и профессиональному консультированию. |
9 |
6 |
3 |
7 |
Психологическая служба в колледже. Организация психологической работы со студентами с особыми образовательными потребностями. |
10 |
7 |
3 |
8 |
Помощь студентам, оказавшихся трудных жизненных ситуациях. Психодиагностика и профилактика сложных случаев в работе психолога. |
8 |
5 |
3 |
9 |
Проектирование индивидуальных траекторий саморазвития. |
7 |
4 |
3 |
10 |
Взаимоотношения разных поколений семьи. |
6 |
4 |
2 |
|
Создание видеоотчета - |
3 |
|
3 |
|
Общая трудоемкость дисциплины в часах |
80 |
48 |
32 |
Примечание: 1 академический час–45 минут.
- Образовательные технологии
На лекционных занятиях применяются: технологии проблемного обучения, «сторителлинг», прецедентного изложения, метод междисциплинарного взаимодействия.
На практических занятиях применяются: работа в команде с использованием технологии проведения деловых и ролевых игр. В том числе моделирование ситуаций общения, прецедентные дискуссии, диспуты и дебаты, кейс-методы, по возможности с участием приглашенных экспертов и специалистов по проблемам профилактики и коррекции трудных случаев в работе психолога колледжа, в т.ч. психиатров, представителей правоохранительных органов.
Изучение большинства тем планируется проводить в логике сочетания прецедентного, проблемного и продуктивного подхода к организации учебного процесса: проблема/прецедент – обращение к личному опыту студентов знаниям, полученным ранее – организация обсуждения возможный вариантов решения проблемы – обращение к новым теоретическим знаниям – отработка практических умений – презентация результатов.
- Примерные темы самостоятельной работы.
«Современный студент колледжа: особенности мировоззрения и перспектив саморазвития». |
«Стратегии выбора жизненного и профессионального пути современным студентом». |
«Особенности поведения современного студента в новом коллективе». |
«Технология проектирования индивидуальных траекторий саморазвития студента». |
«Оптимальные формы организации взаимодействия психолога и педагогов колледжа». |
«Эффективные методы психологического просвещения семьи». |
«Информационные ресурсы взаимодействия психолога со студентами и родителями». |
«Сочетание традиционного и современного в укладе жизни молодой семьи». |
«Факторы формирования счастливой семьи». |
«Условия развития успешных семейных отношений». |
«Причины деструктивных отношений в семье». |
«Разновозрастное общение в семье». |
«Особенности консультирования современной семьи». |
«Необходимое и достаточное для организации психологической службы в колледже». |
«Факторы формирования неуспеваемости у студентов колледжа». |
«Влияние темперамента студента на трудности в учении в колледже». |
«Дружба и вражда в студенческих субкультурах». |
«Как помочь выжить и жить». |
- Примерные практические задания для самостоятельной работы
Задание 1. Составьте «генеалогическое древо» условий развития успешных семейных отношений.
Задание 2. Приведите пример жизненных ситуаций, демонстрирующих причины деструктивных отношений в семье.
Задание 3. Разработайте собственную индивидуальную траекторию саморазвития.
Задание 4. Подберите по 3-4 видеофрагмента (из художественных фильмов), наглядно демонстрирующих особенности мировоззрения и перспектив саморазвития современного студента.
Задание 5. Составьте схему, отражающую сочетание традиционного и современного в укладе жизни молодой семьи.
Задание 6. Начертите отрезок, с одного конца которого напишите: «Факторы формирования счастливой семьи», на другой: «Причины деструктивных отношений в семье». Между ними на отрезке расположите типы общения в семье, особенности поведения членов семьи и их роли, а также семейные сценарии. Проанализируйте получившуюся картину.
Задание 7 . Составьте схему, отражающую многообразие стратегий выбора жизненного и профессионального пути современным студентом.
Задание 8. Разработайте сценарий ролевой игры, в процессе которой можно проанализировать особенности поведения современного студента в новом коллективе.
Задание 9. Продумайте перечень оптимальных форм взаимодействия психолога и педагогов колледжа. Для каждой формы определите позитивные и, возможно, негативные моменты их проведения, а также способы минимизации рисков.
Задание 10. Составьте таблицу, отражающую варианты использования информационных ресурсов взаимодействия психолога со студентами и родителями:
Варианты ресурсов |
Информационные ресурсы взаимодействия психолога со студентами и родителями |
Социальные сети |
На консультациях:.. Рекомендации кураторам студенческих групп:.. Рекомендации преподавателям:.. Рекомендации родителям:.. |
Видеоролики |
На консультациях:.. Рекомендации кураторам студенческих групп:.. Рекомендации преподавателям:.. Рекомендации родителям:.. |
Сайты |
На консультациях:.. Рекомендации кураторам студенческих групп:.. Рекомендации преподавателям:.. Рекомендации родителям:.. |
… |
… |
Задание 11. Разработайте задания, в процессе выполнения которых студент может и должен обратиться за помощью и воспоминаниями к своим бабушка и дедушкам.
Задание 12. Определите эффективные методы психологического просвещения семьи и ее консультирования, и соответствующие им интернет-ресурсы, которые могут помочь психологу в данном виде работы. Заполните следующую таблицу:
Эффективные методы психологического просвещения семьи и ее консультирования |
Интернет-ресурсы |
Лекция – «сторителлинг» |
|
Встреча «создание ментальной карты» |
|
Совместная работа над созданием чек-листа |
|
Родительское собрание |
|
… |
|
… |
|
Задание 13. Проведите экспертизу кабинета психолога в колледже и предложите меры по его модернизации и усовершенствованию.
Задание 14. Составьте ментальную карту, отражающую все сферы работы психолога в колледже.
Задание 15. Составьте комплекс упражнений по развитию дисциплины, внимания и памяти студентов колледжа.
- Посткурсовое сопровождение
По завершении Курса предусматривается обновление, пополнение знаний и совершенствование навыков профессиональной компетентности педагогов и специалистов по профилю организаций, реализующих образовательные программы.
После прохождения курсов повышения квалификации психологами ТиПО, Институт Семейного Воспитания в течение одного года проводит менторинг специалистов повысивших квалификацию. Менторинг осуществляется посредством проведения, круглых столов, вебинаров, семинаров и других методов современной коммуникации.
Посткурсовое сопровождение ориентировано на решение частных задач педагога, состоит из следующих элементов: самоопределение, актуальность компетентностей, обратная связь, непрерывность. Посткурсовой период предполагает полномасштабную рефлексию, творческий отчет об осуществляемой им деятельности после Курса.
В посткурсовом сопровождении деятельности педагога используются следующие формы:
1) результаты профессионального развития;
2) организация и проведение в течение первого календарного года после
прохождения Курса не менее дух самостоятельных работ педагогом;
3) привлечение педагогов, прошедших Курс и успешно применяющих полученные знания, умения, навыки на практике, к участию в мероприятиях по обмену опытом, публичное признание их опыта (публикации в средствах массовой информации);
4) корректировка Программы Курса.
Мониторинг посткурсового сопровождения деятельности педагога
проводится в течение одного года заочно, либо в дистанционной форме.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
- 193 книги по семейному воспитанию: http://bookash.pro/ru/Семейное воспитание.
- 17 книг по психологии семьи: https://mybook.ru/tags/psihologiya-semi/
- аудиокниги по психологии семьи: https://www.litres.ru/tags/psihologiya-semi/
- Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению
https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/Metod.rek_prof.-suitsidov_nesovershennoletnie.pdf
- Максименкова Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации /Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации : учебнометодическое пособие / Л. И. Максименкова. — Псков : Псковский государственный университет, 2013. — 400 с.
- Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних: Методические рекомендации – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2017. – с. 105 http://www.dpo-smolensk.ru/RUMO/UMO%20psh-ped/suicid-profil.pdf
- Садова С. Подростки и наркотики: можно ли вовремя остановить катастрофу?
- Ключникова С. Наркомания среди молодежи. Режим достпа: https://psychologyjournal.ru/stories/narkomaniya/narkomaniya-sredi-molodezhi/
Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности,
учебная мотивация итрудности в процессе обучения первого курса. Режим доступа:
http://www.mprj.ru/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer20.php
- Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий
https://studme.org/170268/psihologiya/vzaimodeystvie_psihologa_spetsialistami_smezhnyh_professiy
- Подходы к взаимодействию психолога и психиатра в комплексной экспертизе
- Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm#$p1
- оформление кабинета психолога: https://psypractice.ru/organizaciya-practiki/oformlenie-kabineta-psikhologa
- Абай Кунанбаев: Влияние среды, культуры и духовности на воспитание молодежи. М.: Амрита, 2019. 144 с.
Аннотация: В тринадцатый по счету сборник «Антологии гуманной педагогики» вошли труды великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева (1845-1904), с комментариями доктора филологических наук А. Ж. Жаксылыкова. Мысли А. Кунанбаева о воспитании подрастающего поколения и ценные педагогические идеи, родившиеся в горниле борьбы за новое и прогрессивное, не утратили актуальности до сих пор.
Такие курсы нужны всем , не только психологам, но и всем педагогам и даже родителям.
Действительно, учитывая современные тенденции, необходимо повышать профессиональные компетенции педагогов и психологов, необходимые для работы в семье.
Сегодня в компетенции психологов не только обучать и воспитывать ребенка,ну и тесно работать с родителями.
Знания, полученные в ходе этого курса, помогут психологу поднимать семейные проблемы и успешно помогает их решать.
А это наша с вами цель, как педагогов.