"Мониторинг и оценка жизненных ценностей подростков"

      Тестирование разработано по курсу исследований программы "Мониторинг и оценка жизненных ценностей подростков".
      Результаты тестирования анонимны и используются только для статистического анализа данных.
      В данной версии системы респонденту предлагается четыре типа тестов:

 

  • "Тест взаимодействия родителей с подростком (подростка с родителями) И.Ф.Марковской"
  • "Тест смысложизненых ориентаций Д.А.Леонтьева"
  • "Тест выявления жизненных смыслов Ю.В.Котлякова"
  • "Тест определения типа личности"

     

    "Тест взаимодействия родителей с подростком (подростка с родителями) И.Ф.Марковской"

    Тест основан на методике И.Ф.Марковской с двумя параллельными опросниками - для детей и для родителей,
    измеряющих одни и те же параметры детско-родительского взаимодействия. При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
    5 баллов — несомненно да (очень сильное согласие); 4 балла — в общем да; 3 балла — и да и нет; 2 балла — скорее нет, чем да; 1 балл — нет (абсолютное несогласие).
    Причем подростки оценивают утверждения для каждого родителя, выставляя баллы отдельно для матери и для отца.
    Число вопросов 60, время на тест 25 для родителей и 30 минут для детей.
    Результатом являются следующие 10 шкал:
  • 1. Нетребовательность —требовательность родителя.
    Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком.
    Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
  • 2. Мягкость—строгость родителя.
    По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
  • 3. Автономность—контроль по отношению к ребенку.
    Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку.
    Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, стремлении ограничивать; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности,
    которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования.
    Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
  • 4. Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю.
    Следует обратить особое внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка.
    Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителями.
    Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителя, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
  • 5. Отвержение — принятие ребенка родителем.
    Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка.
    Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
  • 6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.
    Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия.
    Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей.
    Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
  • 7. Несогласие—согласие между ребенком и родителем.
    Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях.
    Используя две формы опросника — детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам,
    так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
  • 8. Непоследовательность — последовательность родителя.
    Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д.
    Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.
  • 9. Авторитетность родителя.
    Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила их влияния.
    Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авторитета.
    Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом,
    поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности—негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.
  • 10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.
    По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны.
    Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

     

    "Тест смысложизненых ориентаций Д.А.Леонтьева"

    Представляет собой адаптированной версией теста Леонтьева.
    Число вопросов 20, время на тест 20 минут.
    Последовательно предлагаются пары противоположных утверждений.
    Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности,
    и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).
    Результатом тестирования являются значения шкал:
    “Цели”, “Процесс”, “Результат”, “Локус контроля – Я”, “Локус контроля – жизнь”, “Общий показатель ОЖ“.
  • 1. Цели в жизни.
    Баллы по этой шкале характеризуют нали¬чие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем.
    Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы ко¬торого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкреп¬ляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
  • 2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.
    Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что¬бы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмо¬ционально насыщенный и наполненный смыслом.
    Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем.
    Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацелен¬ность в будущее.
  • 3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией.
    Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
    Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.
  • 4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни).
    Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы пост¬роить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред¬ставлениями о ее смысле.
    Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
  • 5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни.
    При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло¬щать их в жизнь.
    Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

     

    "Тест выявления жизненных смыслов Ю.В.Котлякова"

    Представляет собой модифицированный тест Котлякова.
    Время на тест 15 минут.
    Предлагается для ответов сразу один список из 24 утверждений.
    Это перечень жизненных смыслов, на которые могут ориентироваться люди в своей жизни.
    Прочитайте, пожалуйста, внимательно весь список и высказывания баллами от 1 до 7.
    Результатом теста являются 8 категорий жизненных смыслов:
    Альтруистические
    Экзистенциальные
    Гедонистические
    Самореализации
    Статусные
    Коммуникативные
    Семейные
    Когнитивные
    Категории представляются на графике как профиль представленности жизненных смыслов.
    На горизонтальной оси обозначаются категории жизненных смыслов, на вертикальной - полученные баллы по каждой из категорий. Категории с высоким баллом доминируют, а с низким слабо представлены в системе Ваших жизненных смыслов.

     

    "Тест определения типа личности"

    Согласно типологии Юнга имеется 16 типов личности по четырем парам характеристик психотипа: экстраверт - интроверт, сенсорик - интуитив, логик- этик, рационалист - иррационалист.
    Для определения типа личности последовательно предлагается 20 пар картинок, из каждой пары нужно согласно поставленному вопросу выбрать одну картинку. Время на эту часть теста 20 минут.
    На итоговом графике представляются четыре пары характеристик психотипа, а ниже дается описание наиболее близкого респонденту психологического типа личности.
    Следует иметь в виду, что для детей тест определения типа личности предваряется тестированием антивитальных переживаний. Это тестирование состоит из двух частей.
    В первой части тестирования 15 вопросов, которые появляются последовательно, ответы даются по пятибальной системе. Время на эту часть теста не более 20 минут.
    Во второй части тестирования 16 вопросов сведены в одну таблицу, которая появляется на экране сразу вся. Время на эту часть теста не более 10 минут.
    Результатом этих двух частей теста является характеристика антивитальных переживаний. Эта характеристика представляется на графике типа личности пятым параметром.

     

    Программная реализация системы тестирования.

    Данная система тестирования разработана в среде MS VisualStudio С# MVC как система веб клиент-сервер.
    В качестве базы данных используется MSSQL.
    Уникальность данной программы тестирования состоит в том, что заложены принципы проведения согласованного тестирование респондентов в рамках одной семьи.
    Кроме того, созданы универсальные модели нескольких основных разновидностей тестов, что позволит в будущем разрабатывать новые тесты и проводить опросы по другим психологическим аспектам.
    Четко структурированная база данных обеспечивает хранение и обработку огромного числа результатов тестирования.
    Предоставляется возможность оперативно проводить статистический анализ данных в различном разрезе – региональном, возрастном, половом, образовательном и т.п.
    Анализ накопленные данных тестирования является основой мониторинга изменений и тенденций, происходящих в современной казахской семье.