Профессор московского университета рассказала об особенностях и проблемах инклюзивного образования.

Профессор кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета, член экспертного совета Министерства образования РФ по вопросам образования детей с расстройством аутистического спектра Альбина Нестерова в рамках Республиканской августовской конференции, проходящей в Астане, рассказала о важности развития инклюзивного образования и подготовки педагогов в части обучения детей с особенностями развития, передаёт корреспондент BNews.kz.

Секционное заседание прошло на тему "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как главное условие развития инклюзивного образования". В ходе заседания с докладами выступили казахстанские и российские эксперты по развитию инклюзивного образования. По словам Альбины Нестеровой, современное общество пришло к яркому осознанию того, что обучение детей с расстройствами аутистического спектра должно проходить в инклюзивном пространстве.

"Эти дети тоже постепенно должны приходить в массовые школы, потому что основным институтом социализации для них является семья и сверстники, и это может дать только школа. И я очень рада быть сегодня на этой конференции и рассказать свою позицию о том, как важно на сегодняшний день воспитание и родителей этих детей, и родственников, и подготовка педагогов для работы с детьми с такими сложными и разнообразными заболеваниями, как аутизм. Мы считаем, что это прекрасная инициатива Института семейного воспитания – провести курсы обучения такого большого количества школьных психологов для того, чтобы они стали опорой и поддержкой для дальнейшего обучения детей с РАС", - рассказала профессор.

В России, по её словам, также ведётся работа над проблемами инклюзивного образования. При этом ситуация обучения детей с РАС очень различается по регионам.

"Есть регионы, которые такие же активные и инициативные практики внедряют, как в Казахстане, и есть регионы, которым ещё нужно подтягиваться и делать всё возможное для того, чтобы у ребёнка и у семьи, которая воспитывает ребёнка с РАС, был выбор того, где обучаться ребёнку. Потому что пора уже преодолевать миф о необучаемости этого ребёнка и о невозможности обучать его в общей школе", - отметила Нестерова.

Исследования всего мира показывают, что именно массовая школа может детям с расстройством аутистического спектра предоставить возможность коммуникации, которой им так не хватает.

"Если мы ребёнка закрываем дома на надомном обучении или используем метод сегрегации, определяя его в коррекционную школу, где учатся люди с такими же расстройствами, это вовсе не способствует его социализации и развитию его коммуникативных навыков. Инклюзия – это очень важная и наиболее эффективная форма развития этого ребёнка, но нужна очень масштабная подготовка, к этому должны быть готовы педагоги, должны обязательно быть готовы школьные психологи. Они должны быть обучены определённым технологиям, определённым методам. Очень здорово, что такие курсы инициированы том числе и в Казахстане, и что Министерство образования РК тоже задумывается об этой проблеме", - сказала Альбина Нестерова.

О том, сколько детей должны обучаться в каждой школе, она отметила, что всё зависит от того, насколько в каждой отдельной школе развита культура инклюзивного образования и сколько специалистов инклюзивного образования есть в каждой школе. В российских учебных заведениях есть подобная ставка.

"Также важно сколько школа может позволить тьюторов, потому что такого ребёнка должен обязательно сопровождать тьютор – это такой медиатор, посредник между ребёнком, учителем и сверстником. Я думаю, что от этого зависит, сколько школа может принять таких детишек. Очень вариативная ситуация", - добавила она.

По словам эксперта, невозможно охватить 100% детей с расстройствами, потому что само себе расстройство аутистического спектра очень сложное, и дети бывают очень разные. Начиная от высокофункциональных детей с аутизмом, которые могут стать гениальными художниками, математиками и заканчивая детьми, которые за всю свою жизнь не произносят ни одного слова, так называемые, невербальные дети.

"Конечно, далеко не всех детей можно встроить в систему инклюзивного образования. Как раз для этого и нужны специалисты, которые могут понять, кто из детей может быть встроен в эту систему, кто – нет. И, конечно, подготовка для того, чтобы для каждого ребёнка была разработана индивидуальная, адаптированная программа обучения", - заключила Нестерова.


Источник : сайт портала https://bnews.kz