Обучение педагогов и школьных психологов вопросам семейного воспитания – помощь семьям быть счастливее и дружнее.
- Как общаться с современными родителями?! – спрашивают нас учителя.
- Как общаться с современными детьми?! – спрашивают нас родители.
- Мы такими не были – говорят бабушки и дедушки.
Да. И родители стали другими, и дети. И школы тоже. И молодежь.
И это – здорово, нормально, и это было и будет всегда.
Но раньше молодежь училась воспитывать своих детей у своих родителей. Сейчас это стало очень трудно сделать. Меняется мир стремительно. Меняются средства общения. Скорость, с которой молодежь добывает информацию и познает жизнь …
А ценность семьи? Изменилась? А ценность родительства и улыбки ребенка?..
Сегодня стало обычным видеть молодых людей, которые обращаются к психологам по вопросам личностного роста, профессиональной успешности. Спрос порождает предложение: сайты «пестрят» многочисленными рекламами соответствующих тренингов, лекций, краткосрочных (!) курсов.
Обратите внимание: что для того, чтобы водить по дорогам машину, мы все должны пройти курсы и сдать на права. А вот чтобы «вести» по жизни собственного ребенка, никакие курсы проходить не надо, никакие экзамены сдавать не надо…
Удивляет то, что молодые родители, никем и никогда не обученные воспитывать детей, редко обращаются за консультацией к психологам и педагогам, хотя такая возможность есть.
Вот и занимаются воспитанием молодые наши родители «кто во что горазд» – и основным средством становится не мамина сказка и поход с папой в лес, а компьютерные игры и мультфильмы.
Если раньше (и сейчас) у каждого была своя зубная щетка, как обязательный атрибут, то сейчас к ней прибавился еще и компьютер или сотовый телефон.
И вот здесь уместно вспомнить великолепную фразу: «Воспитание! Оно есть везде, куда вы не посмотрите, и его нет нигде, куда вы ни посмотрите. Отчего же это? Оттого, что на свете бездна родителей, но нет отцов и матерей».
Современно? Да, очень.
Но это высказывание В.Г. Белинского. Много с тех пор времени прошло, «а воз и ныне там…»
Где найти родителям того человека, который поможет им понять своего самого родного человека – ребенка?
Ответ на этот вопрос очевиден: психолог. Уточним: психолог-практик. Еще более уточним: психолог-практик, который не остановился в своем развитии, а постоянно учится, совершенствуется и повышает свою квалификацию в сфере семейного воспитания.
Проблема состоит в том, что у нас в Казахстане ранее не было кафедр семейного воспитания. Студенты получали знания по общей педагогике и психологии. Их не учили, как работать с семьей ученика. В этом огромная проблема современной семьи и школы. Наши психологи не обладают в полной мере компетенциями, необходимыми для работы с семьями учеников. Такая же проблема есть и у классных руководителей, и у учителей предметников.
Получается, что педагоги и психологи бояться родителей, потому что они не знают, как работать с ними.
Исправлением этой ситуации и стал заниматься институт семейного воспитания.
Есть еще один важный момент.
Традиционно психологи повышают свою квалификацию в сфере семейного воспитания с помощью других психологов. И эта традиция несколько ограничивает возможности их профессионального роста.
Повышать квалификацию в сфере семейного воспитания необходимо, обращаясь не только к единичному опыту преподавателей, но, что очень и очень желательно, к множественному опыту разных профессионалов, живущих в разных городах, живущих в разных странах.
Потому, то в этом случае на курсах повышения квалификации в сфере семейного воспитания психолог может увидеть ситуации и способы психологической и психолого-педагогической поддержки семьи «глазами» разных тренеров, обладающих разным культурным и профессиональным опытом. Посмотреть на свою практику взаимодействия с семьями учеников под иным углом зрения, а не просто присутствовать на лекциях и тренингах.
Вот это как раз тот момент, который для многих психологов становится новой точкой их профессионального роста.
Почему?
Потому что у семей проблемы есть – проблемы общения с учителями-предметниками в школе, с классным руководителем. Опять же социальный педагог. И тьютор. И вот здесь ступор возникает.
Родители не понимают особенности педагогов. Они не понимают, почему педагог выдвигает те или иные требования.
И получается, что если курсы повышения квалификации в сфере семейного воспитания для психологов образования будут вести исключительно психологи, продуктивность обучения снизится.
Сегодня психологам образования нужны такие курсы семейного воспитания, которые ведут и психологи, и педагоги.
Это должны быть курсы повышения квалификации в сфере семейного воспитания, на которых интересно, на которых начинают «гореть глаза» и хочется освоить все и сразу, и применять в своей работе и еще посетить продолжение этих курсов! И еще узнать! И еще вот это узнать! И своим поделиться, так как хорошо начало получаться – вот что такое настоящие курсы семейного воспитания.
Для того, чтобы такие курсы стали реальностью (а они ею уже стали!) и нужны кафедры семейного воспитания, нужен Институт семейного воспитания, объединивший усилия представителей разных профессий из разных городов и стран.
Курсы повышения квалификации в сфере семейного воспитания нужны не только психологам. Они нужны и классным руководителям, и психологам и воспитателям дошкольных образовательных организаций. В этом же ряду и социальные педагоги.
Поддерживая семью, психолог и педагог поддерживает ребенка – именно такая установка является профессиональным девизом сотрудников Института семейного воспитания.
Выпускник курсов повышения квалификации в сфере семейного воспитания не станет «коллекционером» методик и сценариев тренингов, он сможет их создавать сам, либо конструировать, исходя из реальных жизненных ситуаций семьи и проблем ребенка, ведь психологическая поддержка не должна быть односторонней.
Зачем же нужны психологам курсы повышения квалификации в сфере семейного воспитания?
- поддержать отцов и матерей в их сложной, но прекрасной жизни;
- учитывать то, что и дети, и родители стали «жителями» социальных сетей.
- понять суть семейного образования и основные приемы работы с семьей в данной ситуации;
- привлечь родителей к школе, показать им, какие там работают хорошие специалисты, «подружить» педагогов и родителей;
- показать родителям, какие у них замечательные современные дети и помочь их понять;
- работая с детьми разных возрастов, показать им, какие хорошие у них родители и тоже помочь их понять;
- способствовать тому, чтобы между родителями и детьми наладятся отношения.
Вот неполный перечень «продуктов», которые получат участники курсов повышения квалификации в сфере семейного воспитания, которые проходят в Институте семейного воспитания.
Их профессиональный багаж пополниться новыми методиками, технологиями, идеями.
И когда психологи и педагоги возвратятся в свои школы, им станет значительно легче работать. Они смогут дать квалифицированный совет не только родителям, но и своим коллегам. Провести занятия с детьми и их мамами и папами по новым методикам. Помочь семьям быть счастливее и дружнее.
Ведь это, наверное, главное…
Мы от всего сердца всем семьям этого желаем и сделаем все от нас возможное, чтобы так и стало в нашем Казахстане!
С. Евдокимова