8(7172) 25-65-09, 8(7172) 25-64-09 | г.Нұр-Сұлтан, ул.Халел Досмухамедулы 90

- Как общаться с современными родителями?! – спрашивают нас учителя.

- Как общаться с современными детьми?! – спрашивают нас родители.

- Мы такими не были – говорят бабушки и дедушки.

Да. И родители стали другими, и дети. И школы тоже. И молодежь.

И это – здорово, нормально, и это было и будет всегда.

Но раньше молодежь училась воспитывать своих детей у своих родителей. Сейчас это стало очень трудно сделать. Меняется мир стремительно. Меняются средства общения. Скорость, с которой молодежь добывает информацию и познает жизнь … 

А ценность семьи? Изменилась? А ценность родительства и улыбки ребенка?..

Сегодня стало обычным видеть молодых людей, которые обращаются к психологам по вопросам личностного роста, профессиональной успешности. Спрос порождает предложение: сайты «пестрят» многочисленными рекламами  соответствующих  тренингов, лекций, краткосрочных (!) курсов.

Обратите внимание: что для того, чтобы водить по дорогам машину, мы все должны пройти курсы и сдать на права. А вот чтобы «вести» по жизни собственного ребенка, никакие курсы проходить не надо, никакие экзамены сдавать не надо…

Удивляет то, что молодые родители, никем и никогда не обученные воспитывать детей, редко обращаются за консультацией к психологам и педагогам, хотя такая возможность есть.

Вот и занимаются воспитанием молодые наши родители «кто во что горазд» – и основным средством становится не мамина сказка и поход с папой в лес, а компьютерные игры и мультфильмы.

Если раньше (и сейчас) у каждого была своя зубная щетка, как обязательный атрибут, то сейчас к ней прибавился еще и компьютер или сотовый телефон.

И вот здесь уместно вспомнить великолепную фразу: «Воспитание! Оно есть везде, куда вы не посмотрите, и его нет нигде, куда вы ни посмотрите. Отчего же это? Оттого, что на свете бездна родителей, но нет отцов и матерей».

Современно? Да, очень.

Но это высказывание В.Г. Белинского. Много с тех пор времени прошло, «а воз и ныне там…»

Где найти родителям того человека, который поможет им понять своего самого родного человека – ребенка?

Ответ на этот вопрос очевиден: психолог. Уточним: психолог-практик. Еще более уточним: психолог-практик, который не остановился в своем развитии, а постоянно учится, совершенствуется и повышает свою квалификацию в сфере семейного воспитания.

Проблема состоит в том, что у нас в Казахстане ранее не было кафедр семейного воспитания. Студенты получали знания по общей педагогике и психологии. Их не учили, как работать с семьей ученика. В этом огромная проблема современной семьи и школы. Наши психологи не обладают в полной мере компетенциями, необходимыми для работы с семьями учеников. Такая же проблема есть и у классных  руководителей, и у учителей предметников.

Получается, что педагоги и психологи бояться родителей, потому что они не знают, как работать с ними.

Исправлением этой ситуации и стал заниматься институт семейного воспитания.

Есть еще один важный момент.

Традиционно психологи повышают свою квалификацию в сфере семейного воспитания с помощью других психологов.  И эта традиция несколько ограничивает возможности их профессионального роста.

Повышать квалификацию в сфере семейного воспитания необходимо, обращаясь не только к единичному опыту преподавателей, но, что очень и очень желательно, к множественному опыту разных профессионалов, живущих в разных городах, живущих в разных странах.

Потому, то в этом случае на курсах повышения квалификации в сфере семейного воспитания психолог может увидеть ситуации и способы психологической и психолого-педагогической поддержки семьи «глазами» разных тренеров, обладающих разным культурным  и профессиональным опытом. Посмотреть на свою практику взаимодействия с семьями учеников  под иным углом зрения, а не просто присутствовать на лекциях и тренингах.

Вот это как раз тот момент, который для многих психологов становится новой точкой их профессионального роста.

Почему?

Потому что у семей проблемы есть – проблемы общения с учителями-предметниками в школе, с классным руководителем. Опять же социальный педагог. И тьютор. И вот здесь ступор возникает.

Родители не понимают особенности педагогов. Они не понимают, почему педагог выдвигает те или иные требования.

И получается, что если курсы повышения квалификации в сфере семейного воспитания  для психологов образования будут вести исключительно психологи, продуктивность обучения снизится.

Сегодня психологам образования нужны такие курсы семейного воспитания, которые ведут и психологи, и педагоги.

Это должны быть курсы повышения квалификации в сфере семейного воспитания,  на которых интересно, на которых начинают «гореть глаза» и хочется освоить все и сразу, и применять в своей работе и еще посетить продолжение этих курсов! И еще узнать! И еще вот это узнать! И своим поделиться, так как хорошо начало получаться – вот что такое настоящие курсы семейного воспитания.

Для того, чтобы такие курсы стали реальностью (а они ею уже стали!) и нужны кафедры семейного воспитания, нужен Институт семейного воспитания, объединивший усилия представителей разных профессий из разных городов и стран.

Курсы повышения квалификации в сфере семейного воспитания нужны не только психологам. Они нужны и классным руководителям, и психологам и воспитателям  дошкольных образовательных организаций. В этом же ряду и социальные педагоги.

Поддерживая семью, психолог и педагог поддерживает ребенка – именно такая установка является профессиональным девизом сотрудников Института семейного воспитания.

Выпускник курсов повышения квалификации в сфере семейного воспитания не станет «коллекционером» методик и сценариев тренингов,  он сможет их создавать сам, либо конструировать, исходя из реальных  жизненных ситуаций семьи и проблем ребенка, ведь психологическая поддержка не должна быть односторонней.

Зачем же нужны психологам курсы повышения квалификации  в сфере семейного воспитания?

- поддержать отцов и матерей в их сложной, но прекрасной жизни; 

- учитывать то, что и дети, и родители стали «жителями» социальных сетей.

- понять суть семейного образования и основные приемы работы с семьей в данной ситуации;

- привлечь родителей к школе, показать им, какие там работают хорошие специалисты, «подружить» педагогов и родителей;

- показать родителям, какие у них замечательные современные дети и помочь их понять;

- работая с детьми разных возрастов, показать им, какие хорошие у них родители и тоже помочь их понять;

- способствовать тому, чтобы между родителями и детьми наладятся отношения.

Вот неполный перечень «продуктов», которые получат участники курсов повышения квалификации в сфере семейного воспитания, которые проходят  в Институте семейного воспитания. 

Их профессиональный багаж пополниться новыми методиками, технологиями, идеями. 

И когда психологи и педагоги возвратятся в свои школы, им станет значительно легче работать. Они смогут дать квалифицированный совет не только родителям, но и своим коллегам. Провести занятия с детьми и их мамами и папами по новым методикам. Помочь семьям быть счастливее и дружнее.

Ведь это, наверное, главное…

Мы от всего сердца всем семьям этого желаем и сделаем все от нас возможное, чтобы так и стало в нашем Казахстане!

С. Евдокимова

вверх